Установка на автомобиль газобаллонного оборудования (ГБО) в последние годы стала едва ли не «вопросом номер один» для тех, чьи статьи расходов на транспортное средство нельзя назвать безграничными. Оно и понятно: цены на топливо постоянно растут, а доходы — нет. Как следствие, автомобилисты ищут возможности сэкономить, и ГБО в этом отношении видится отличным и логичным решением. Но, в то же время, вокруг газобаллонного оборудования образовалось столько баек и мифов, что отличить их от правды бывает нелегко.

А есть ли смысл?

Конечно, есть, но не для всех и не всегда. Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. Специализированные и сертифицированные станции берут больше, чем «гаражисты», но и за свою работу они несут полную ответственность. За потраченные деньги автовладелец получает реальную возможность экономить, вот только высчитать более или менее точное количество купюр, которые не упадут в кассу АЗС, а останутся в кармане (или в кошельке) водителя, довольно затруднительно. Все зависит от того, сколько километров автомобиль проезжает в месяц. Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать около 1500 км в месяц. Кроме того, перед установкой желательно выяснить, сколько газа будет потреблять автомобиль. В идеале расход газа не должен превышать потребление бензина больше, чем на 10% вне города и 15-20% в городе.

Абсолютно невыгодно устанавливать газовое оборудование на автомобили А-класса и некоторые хэтчбеки В-класса. Они и сами по себе потребляют не очень много топлива, поэтому экономия от ГБО будет едва заметной, а место в багажнике, которого у таких авто и так в обрез, после установки баллона исчезнет почти полностью.

Важно знать и помнить, что после установки ГБО у установщика нужно взять документы, подтверждающие, что переоборудование произведено в соответствии со всеми нормами (Свидетельство о соответствии требованиям безопасности, копии сертификатов).

И еще один важный момент, о котором часто забывают и не учитывают его, принимая решение об установке ГБО. Речь о гарантии на новый автомобиль. После вмешательства в конструкцию авто, коим установка ГБО, безусловно, является, гарантия перестает действовать. Исключением могут стать лишь те случаи, когда установкой занимается та же компания, которая продала автомобиль. Не отражается на гарантии и ГБО, установленное заводом-производителем.

ГБО вредит двигателю?

Этот вопрос про автомобильное газовое оборудование приходится слышать значительно чаще других, поскольку двигатель — это сердце автомобиля, рисковать которым, само собой, никто не желает. Но как же не опасаться, когда то и дело можно услышать о том, что ГБО снижает мощность мотора на 5-7%, уменьшает его ресурс и так далее? За примерами подобных огорчений далеко ходить не нужно. Наверняка у каждого автомобилиста есть знакомый, который из богатого жизненного опыта расскажет не одну такую страшилку. Только воспринимать всерьез эти истории стоит далеко не всегда. Очень часто причиной проблем с двигателем после установки ГБО становится желание сэкономить на качественном оборудовании и профессиональном установщике, который не только «прикрутит и подключит», но и настроит систему с помощью специализированной компьютерной программы, что очень и очень важно.

  Правильная настройка ГБО с помощью компьютера - залог экономичности и сохранения                                                                    характеристик автомобиля.

Если все сделать правильно, соблюдая технологию и рекомендации производителя по установке и настройке, ГБО может быть даже полезно двигателю, чему есть вполне логичное техническое объяснение. Во-первых, высокое октановое число пропан-бутановой смеси исключает детонацию, в результате чего мотор работает мягче и тише. Во-вторых, газовое топливо, в отличие от бензина, не смывает со стенок цилиндра масляную пленку, защищающую поршень от трения. И в-третьих, при сгорании газо-воздушной смеси, в камере сгорания и на днище поршня не образовывается нагар, а масло дольше хранит свои свойства.

Не экономьте на оборудовании и избегайте кустарной установки, и тогда ГБО отлично уживется с двигателем Вашего автомобиля.

Владельца автомобиля, оборудованного качественной современной газотопливной системой, не должны беспокоить ухудшения динамики движения, запахи газа и создание каких либо пожароопасных ситуаций. Специалисты BRC проанализировали, что наибольшие проблемы испытывают клиенты небольших сервисов по установке ГБО в нижнем ценовом сегменте. В стремлении снизить себестоимость услуги установщики идут на неоправданные риски, используя на одном автомобиле оборудование различных производителей, не всегда согласованно работающее вместе. Так же оборудование должно подбираться непосредственно под технические характеристики конкретного двигателя, а не под общую стоимость автомобиля. Использование неспециализированных шлангов, медных трубок для холодильных систем является самой распространенной причиной утечки газа.

В компании BRC приняли решение поставлять оборудование установщикам только в полной комплектации. Все установочные комплекты, независимо от их стоимости, комплектуются только высококачественными газовыми инжекторами и надежными редукторами, откалиброванными в заводских условиях и не требующих дополнительной настройки при установке. В комплект входят специализированные крепежные элементы и шланги, устойчивые к газовой среде.

Выбирая продукцию компании BRC, вы можете быть уверены, что ваш автомобиль будет оснащен только высококачественным оборудованием, гарантирующим эффективную и безопасную работу на газовом топливе в любых условиях.

Электронный блок управления системы фазированного впрыска газа BRC Sequent Plug&Drive полностью интегрируется с компьютером автомобиля по каналу OBD. Это позволяет системе подстраивается под любой режим работы двигателя и предотвратить возникновение ошибок в топливной системе автомобиля. ЭБУ монтируется в прочные корпуса, защищенные от пыли, влаги и механических воздействий и рассчитан для работы с 3, 4, 5, 6 и 8 цилиндровыми атмосферными или турбированными бензиновыми двигателями.

Благодаря тесному сотрудничеству с авто производителями, инженерам BRC первыми удалось реализовать поддержку систем Start&Stop и двигателей с непосредственным впрыском (Sequent Direct Injection). Так же BRC первыми начали поставлять ЭБУ со встроенным вариатором опережения угла зажигания для повышения эффективности и безопасности эксплуатации автомобилей на природном газе (метан).

 


gazovye_sistemy

 Все газовые системы BRC комплектуются только высококачественными инжекторами собственного производства. Именно от точности и скорости работы дозирующих форсунок зависит стабильность работы двигателя при использовании газового топлива. Газовые инжекторы BRC выполнены в прочном стальном корпусе и не требуют настроек при установке. Мембранная конструкция затвора обеспечивает устойчивость к загрязнению, низкий уровень шума и возможность работы в любом положении. Инженерам компании удалось создать не только быстрый, но и очень надежный инжектор, рабочий ресурс которого в несколько раза выше, чем у других производителей. 

 

 


 

gazovye_sistemy

 

 

 

Газовый редуктор BRC GENIUS – MAX признанный лидер по надежности в своем классе. Его конструкция устойчива к загрязнению и не требует промывки. Он обеспечивает стабильное рабочее давление мощных двигателей в любых режимах (до 320 л.с.).

 

 

 

 


Датчики BRC

 

 

Все датчики BRC имеют прочный цельнометаллический корпус. Резьбовое крепление исключает утечки газа. Простое и надежное подключение через встроенный разъем. Некоторые производители ГБО в целях снижения себестоимости продукции изготавливают корпуса датчиков из пластика и используют прямое подключение сигнальных проводов. Из – за механических нагрузок и перепадов температуры, корпуса таких датчиков часто теряют герметичность, а при обрыве провода приходится заменять весь датчик.

 

 


Мультиклапан

 

 

 

Оригинальная конструкция мультиклапана исключает зацикливание поплавка. Все мультиклапаны BRC оснащаются электронным уровнем топлива, не требующего дополнительных настроек. Запорный электромагнитный клапан автоматически блокирует подачу газа, когда двигатель заглушен или работает на бензине. Клапан избытка давления в критической ситуации сбрасывает только газовую фазу в небольшом количестве. Дополнительный клапан мгновенно перекроет подачу газа, если произойдет его утечка.

 

 

  

На дизель и турбо нельзя?

Это неправда! Газобаллонное оборудование можно научить работать с дизельными двигателями. Другое дело, что технически сделать это сложнее, да и оправдано это может быть только в случаях с автомобилями, которые регулярно и долго ездят с крейсерской скоростью. Дальнобойщики, например. Для передвижения по городу скрещивать газ с дизельным топливом бессмысленно.

Что касается турбированных силовых агрегатов, то на них тоже можно установить ГБО, но только инжекторное, которому не важно, как сильно идет воздух в мотор, Система сама, собственным давлением впрыснет столько газа, сколько необходимо.

В чем разница между поколениями ГБО?

Последним на сегодняшний день поколением ГБО является шестое, однако и четвертое поколение по-прежнему пользуется большим спросом. Разница между ними лишь в элементах подачи газа и в системе управления. Если коротко, то ГБО-4 — это система с распределенным синхронизированным впрыском газа, а в ГБО-5 и 6 газ поступает непосредственно в цилиндры в сжиженном состоянии. К преимуществам систем пятого и шестого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель. К недостаткам системы можно отнести ее высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и техническую сложность. К сожалению, качество газа у нас оставляет желать лучшего.

Поскольку мы не пропагандируем самостоятельную установку ГБО, а наоборот, настоятельно рекомендуем обращаться к сертифицированным специалистам, описывать весь процесс монтажа газобаллонного оборудования мы не будем. Однако для того, чтобы Вы понимали, что делает с Вашим автомобилем установщик, и могли убедиться в том, что он не допустил грубых ошибок, мы обозначим несколько моментов, на которые нужно обращать внимание, принимая работу.

Вообще, само газобаллонное оборудование не такое уж сложное. По большому счету его можно разделить на четыре основных элемента — баллон, газовый редуктор, электронный блок управления (ЭБУ) и блок форсунок. Все остальное — коммутация. Баллон размещается в багажнике вместо запасного колеса, все остальное — под капотом. Бывает, правда, исключение для ЭБУ, который может быть предназначен для монтажа только в салоне.

От правильности установки форсунок и электронного блока управления зависит эффективность и точность работы всей системы. Форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор. В противном случае автомобиль потеряет в динамике, особенно при необходимости резких ускорений, да и расход газа будет большим, чем мог бы быть.

Иногда установщики ГБО предлагают своим клиентам «отключить» отсекатель в баллоне, чтобы в него помещалось больше газа. Ни в коем случае не соглашайтесь на эту глупость, поскольку те 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Они же уберегут баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Дополнительно нужно убедиться в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).

Важно также убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, дабы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы. Последствия от такой экономии могут быть печальными.

Особенности эксплуатации, обслуживания и причины поломок

Кроме того, что ГБО, якобы, не очень хорошо ведет себя по отношению к двигателю, хотя мы уже выяснили, что это далеко не всегда является правдой, часто приходится слышать и другой аргумент противников перехода на газ. Мол, это очень опасно, ведь газ может взорваться. Поспорить с этим действительно сложно, однако в этой связи мы снова и снова вынуждены возвращаться к теме выбора качественного, фирменного оборудования и действительно профессионального установщика. Если все сделано правильно, ГБО не таит в себе особых опасностей. Просто так взорваться газ не может. Современные баллоны лучших производителей очень прочные, надежные и безопасные. Толщина их металла составляет 3-6 мм, что в разы больше толщины топливного бака. Специалисты немецкой организации ADAC даже проводили эксперимент, в ходе которого поджигали автомобили с установленным ГБО. В итоге, машина полностью сгорала, а газовый баллон оставался целым и невредимым.

 Газовый баллон                                                                           

                                                                           Газовый баллон намного прочнее топливного бака.                                                                                                                                                                          При правильной установке и эксплуатации он безопасен.

Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.

Как и любое другое оборудование, ГБО нуждается в периодическом плановом обслуживании. Поэтому не стоит пренебрегать и вовремя проводить все ТО.

Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.

Частой причиной проблем с ГБО становится несоблюдение автовладельцами простого правила: пуск двигателя нужно производить на бензине, дождаться, пока силовой агрегат прогреется, и только потом переключать систему на газ. В противном случае, несколько «холодных» стартов зимой могут привести к выходу из строя газового редуктора. К счастью, современная электроника уже научена автоматически предотвращать подобные ошибки, то есть “по умолчанию” запускает двигатель на бензине, а после того, как он прогреется до 35-40 градусов, переключает систему на газ.

Случаются, к сожалению, и другие проблемы, но все они, как правило, связаны не с самим ГБО, а с неисправностью некоторых узлов автомобиля. В частности, с зажиганием, неправильная работа которого может повлечь за собой некорректную работу ГБО. Поэтому, при обнаружении каких-либо проблем лучше сразу обратиться к специалистам.

Преимущества и недостатки

Итак, давайте подытожим все вышесказанное и тезисно определим основные «за» и «против» газобаллонного оборудования:

ЗА ПРОТИВ
Газ имеет более высокое октановое число (порядка 105 и даже выше в зависимости от соотношения пропан/бутан). Соответственно, практическое отсутствие любых детонаций и как следствие снижение линейных нагрузок на цилиндро-поршневую и кривошипно-шатунную группы двигателя  Уменьшение полезного объема багажного отделения из-за появления в нем емкости для газа 
Газ в испаренном состоянии не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, благодаря чему уменьшается износ цилиндро-поршневой группы  Запуск холодного двигателя на газе при температуре воздуха ниже 0 градусов нежелателен. В аварийных ситуациях, впрочем, такая возможность существует 
При сгорании газо-воздушной смеси, в камере сгорания и на днище поршня не образовывается нагар, а масло дольше хранит свои свойства Прекращение гарантии при установке ГБО на станциях, не сертифицированных производителем или дистрибьютором
Автомобиль с ГБО становится двухтопливным, что, в случае отказа одной из систем, является преимуществом Для окупаемости затрат на установку ГБО в течение года, необходимо проезжать не менее 1500-2000 км в месяц
  Незначительная потеря мощности двигателя (и динамики автомобиля)